Прокуратура в уголовном процессе

Прокуратура в уголовном процессе: законодательный орган или орган, осуществляющий функции высшего надзора за соблюдением и исполнением Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Адам Мұрат Адамұлы, Партнёр Адвокатской конторы «ДинастиЯ»

       Полномочия Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его структурных подразделений на сегодня выглядят с одной стороны как надзирающего органа за соблюдением законов государства и с другой стороны как законодательного органа в уголовно-процессуальных отношениях по вопросам, прямо предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом РК (Далее по тексту – УПК РК), которые априори не должны принадлежать органам прокуратуры по прямой их компетенции.

      Прокуратура является органом, который осуществлять высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование, с чем на мой взгляд и личному практическому опыту, органы прокуратуры не справляются, элементарно перенаправляя все поступающие к ним обращения в другие государственные органы. 

      Согласно статье 83 пункта 1 Конституции РК и статье 1 Закона РК «О прокуратуре», прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

     Конституция не наделяет прокуратуру законодательными полномочиями.

     Согласно статье 61 пункта 3 Конституции РК,  Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; вопросов судоустройства и судопроизводства.

     В этой связи, все вышеуказанные важнейшие общественные отношения, должны быть предметом правового регулирования закона, принимаемого уполномоченным на то Конституцией РК органом – Парламентом РК, а не Генеральной прокуратурой.

     Что мы видим в Уголовно-процессуальном кодексе РК:

     Позвольте привести лишь пару примеров.

1.      Так, согласно статье 58 части 6 Уголовно-процессуального кодекса РК, генеральный Прокурор Республики Казахстан в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм настоящего Кодекса, в том числе по вопросам ведения уголовного судопроизводства в электронном формате. Нормативные правовые акты, принятые Генеральным Прокурором Республики Казахстан в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения органами уголовного преследования.

2.      Согласно статье 180 части 3 Уголовно-процессуального кодекса РК,  порядок приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований определяются Генеральным Прокурором Республики Казахстан

3.      Согласно статье 197 часть 6 Уголовно-процессуального кодекса РК, порядок применения научно-технических средств фиксации хода и результатов определяется Генеральным Прокурором Республики Казахстан по согласованию с соответствующими государственными органами.

      Представляется неоправданным наделять прокуратуру вышеуказанными процессуальными полномочиями, поскольку они идут в разрез, как с пунктом 1 статьи 83 Конституции РК, так и с основным назначением деятельности органов прокуратуры, предусмотренным в их специальном Законе РК «О прокуратуре».

      Не повторяясь с содержанием статьи 83 Конституции РК и статьи 1 Закона РК «О прокуратуре», из которых нам всем понятно, что прокуратура лишь осуществляет высший надзор за законностью, то согласно статье 6 пункта 2 этого же Закона РК «О прокуратуре», надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.

     Статья 11 Закона РК «О прокуратуре» по надзору за соблюдением законности в досудебном расследовании, лишь делает ссылку на дополнительные полномочия прокурора в Уголовно-процессуальном кодексе РК, полномочия, которые и являются предмет обсуждения в настоящем посте.    

     Вместе с тем, согласно статье 23 Закона РК «О прокуратуре», систему правовых актов прокуратуры составляют акты:

1) прокурорского надзора: протест, санкция, указание, представление, постановление;

2) прокурорского реагирования: ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона;

3) регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и другие.

    Таким образом, приказ Генерального прокурора РК является лишь актом, регулирующим не более, чем вопросы организации и деятельности прокуратуры, а не по вопросам регулирования отдельных вопросов досудебного производства, которые должны быть предметом правового регулирования норм Уголовно-процессуального кодекса РК.

     В этой связи напрашивается вопрос, почему и как тогда Генерального прокурора РК наделили правом самостоятельного регулирования важнейших общественных отношений в сфере досудебного расследования, которые должны быть предметом правового регулирования только Уголовно-процессуального кодекса РК???

     Теперь к резюме. В связи с чем обсуждается мною этот вопрос???

     Да только потому, что утративший ныне силу Уголовно-процессуальный кодекс РК от 1997 года, четко и понятно для всех регулировал вопросы досудебного производства, начиная со стадии регистрация заявления (сообщения) о преступлении, порядке и сроках рассмотрения и разрешения поступившего заявления (сообщения), закачивая самим судебным производством, что и способствовало к упорядочению этих процессуальных отношений.

     Что мы видим на практике сейчас, заявление (сообщение) о совершенном уголовном правонарушении, может длительное время не найти своего исполнителя, порядок регистрации и процессуальный срок рассмотрения и разрешения этого заявления (заявления) почему-то стал теперь устанавливаться и регулироваться Генеральным Прокурором, а не нормами самого Уголовно-процессуального кодекса РК. Можно ждать месяцами пока тебя найдет или свяжется сотрудник правоохранительного органа по поданному заявлению (сообщению) об уголовном правонарушении.

      Кроме того, ведь очевидно, что Генеральному прокурору легко и без согласования с кем-либо внести изменения и дополнения в свои приказы, нежели внести изменения и дополнения в действующий Уголовно-процессуальный кодекс, правом которым наделен только Парламент. 

     Так, например только за период с 2014 года по 2020 год, в Правила приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденных приказом Генерального Прокурора РК от 19.09.2014 года № 89, было внесено 7 изменений и дополнений. 

      Проходили ли они процедуру согласования с заинтересованными органами, Верховным Судом РК, депутатами Парламента РК, членами Правительства (Министерством юстиции РК), адвокатским сообществом и палатами юридических консультантов??? Думается, навряд ли, а зачем???

      Недавно рабочей группой адвокатов по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в Генеральную прокуратуру РК было внесено не мало предложений по совершенствованию уголовно-процессуального кодекса, в том числе и по вышеуказанному вопросу, но увы не все предложения были услышаны и одобрены в силу незаинтересованности в этом всей системы органов досудебного расследования. 

       Для удобства граждан и юридических лиц, действующий уголовно-процессуальный кодекс должен быть простым и понятным для всех его читателей, без каких-либо ссылок на какие-либо акты органов досудебного расследования и Генеральной прокуратуры, органы которые должны заниматься своей прямой работой по расследованию и не забывать о своем прямом назначении, а не заниматься законодательной деятельностью.   

       В этой связи предлагается:

1.Продлить срок обсуждения Комитетом Мажилиса Парламента РК законопроекта по внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РК для изучения предложений адвокатского сообщества с привлечением для обсуждения законопроекта представителей адвокатуры и палаты юридических консультантов.   

2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения во все вышеперечисленные статьи по исключению норм о наделении Генерального прокурора полномочиями по изданию приказов, регулирующих вопросы досудебного расследования, порядка применения научно-технических средств фиксации хода и результатов, вопросы которые относятся к предмету регулирования Уголовно-процессуального кодекса РК, а также внести изменения и дополнения в иные нормы Уголовно-процессуального кодекса РК, предложенных адвокатским сообществом на основе накопленного практического опыта применения норм Уголовно-процессуального кодекса, изложенных в подготовленной сравнительной таблице рабочей группы коллегии адвокатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *