Адвокатская контора “ДинастиЯ”

Опыт и знания от поколения к поколению

Воля народа и прямое действие Конституции – непременное условие развития независимого Казахстана

линия

Тема: Воля народа и прямое действие Конституции –

непременное условие развития независимого Казахстана

 

Докладчик: Тихонов Сергей Викторович

кандидат юридических наук

старший партнёр Адвокатской конторы «ДинастиЯ»

 

            В заглавие Международного молодёжного форума, посвящённого четверть вековому юбилею независимости Республики Казахстан,  вынесена наиважнейшая тема – стратегическое направление развития независимого Казахстана: настоящее и будущее.

            Цементирующим же началом, правовой базой, отправной юридической идеей поступательного движения общества и государства служила и служит Конституция Республики Казахстан.

            Конституция, которая 30 августа 1995 года принята на республиканском референдуме, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Республики, которая является договором граждан независимого и суверенного Казахстана об устройстве нашего родного дома.

            В рамках конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина представляется весьма важным отметить роль института непосредственного осуществления власти народом. Истоки его влияния на общественную жизнь и государственное устройство кроются в самой природе всенародного голосования.

            Голосуя, мы даём себе объективный отчёт в том, что участвуем в решении важнейших жизненных вопросов. От голоса каждого из нас зависит будущее Родины.

            Все, кто был свидетелем и участником всенародного голосования, с высоты минувших лет поняли: история распорядилась так, что доверила поколению конца двадцатого века судьбу государственности народа Великой степи. И оно оправдало это доверие!

            Остались в памяти рассуждения Президента Республики Казахстан Назарбаева Нурсултана Абишевича, опубликованные ещё в 1996 году.

            Нурсултан Абишевич привёл слова из Конституции: «Мы народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, …исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». И заключил – «Преамбула действующей Конституции Республики Казахстан в полном ладу с истиной».

            Следует отметить, что референдум с юридической точки зрения решил важнейшие вопросы государственного устройства суверенного и независимого Казахстана – было получено согласие народа с редакцией разделов «Человек и гражданин», «Президент», «Парламент», «Правительство», «Конституционный совет», «Суды и правосудие», «Местное государственное управление и самоуправление».

            На практике реализованы принципы проведения референдума - подлинное волеизъявление народа, прямое, всеобщее и равное право граждан на участие в референдуме, тайное голосование,  обеспечение гласности.

            В референдуме приняли участие граждане Казахстана, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства.

            Таким образом, безусловно жизнеспособен тезис: Конституция – это воля народа. Причём воля народа и в буквальном смысле и в формальных юридических проявлениях.

            А если иметь из виду обстоятельства, связанные со всенародным обсуждением проекта Конституции, сбором, анализом и учётом предложений и замечаний, которые предшествовали голосованию, то вполне оправдано утверждать – Конституция есть продукт всенародного нормотворчества.

            Общеизвестно, что у Конституции Республики Казахстан имеются сходства с традиционными конституционными положениями развитых демократических стран, используются достижения передовой мировой мысли, заимствованы отдельные институты общественного и государственного устройства.

            В то же время налицо Казахстанская самобытность, основанная на миролюбии, идеалах свободы, равенства и согласия.

            Сегодня неоспоримый исторический факт – народ Казахстана принял свою Конституцию и живёт четверть века в условиях стабильности, добиваясь всё новых успехов на пути процветания.

           

            Статья 4 гласит: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики».

            Справедливыми и аргументированными являются суждения о том, что Конституция далеко не исчерпала свой потенциал.

            Поэтому, взглянем на Конституцию ещё под одним углом зрения.

            Критику законов, да и довольно частое внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не стоит объяснять лишь только объективным следствием развития в целом общественных отношений и изменениями в экономике или даже в политике. Хотя такое уместно и не игнорируется.

            Но важно и другое. Конституция сама по себе, по своей сути и содержанию, является двигателем развития общества,  законодательства, стимулом для повышения законотворческой активности и совершенствования правоприменительной практики.

            Доктор юридических наук, профессор Ударцев С.Ф. в научно-практическом комментарии Конституции Республики Казахстан в частности отмечает, что  «…прямое действие и реализация Конституции – это не однократное действие, а сложный многоплановый нескончаемый процесс, развивающийся в контексте эволюции общества, взаимодействия Конституции, законодательства и реальных общественных отношений».

            Таким образом, Конституция – это своеобразная нормативная правовая база, наделённая высшей юридической силой. Юридическая база как некая программа, которая должна неукоснительно реализовываться в первую очередь посредством законотворчества.

            Представляется, что с таким подходом перед государственными органами власти и управления, институтами гражданского общества открываются новые горизонты нормотворческой деятельности в развитие самой Конституции.

            На слуху выражение: «Закон не противоречит Конституции».

            Безусловно, такая трактовка соотношения Конституции и действующего законодательства Республики Казахстан уже сама по себе достойна уважения.

            Мы понимаем насколько важен общественный контроль над деятельностью органов власти и управления.

            В этой связи всячески поддерживается развитие институтов гражданского общества – Ассамблеи народов Казахстана, партий, неправительственных,  некоммерческих организаций, общественных объединений и саморегулируемых организаций.

            Конституция – это некий сгусток передовых идей в сфере государственного строительства, это констатация и письменное юридическое закрепление высших человеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина.

            Председатель Конституционного Суда Республики Армения Гагик Арутюнян в статье «Аксеологические особенности трансформационного конституционализма в Казахстане» определяет конституционализм как «…системное, осознанное обществом, осмысленное наличие основополагающих конституционных ценностей и принципов в реальной общественной жизни, на чём базируется вся правовая система». Причём, по его мнению, понятие конституционализма необходимо воспринимать не как один из основных принципов конституционного права, а как фундаментальный принцип права в целом.

            В дни юбилея Независимости мы говорим о достижениях, обусловленных двадцатипятилетним упорным трудом.

            Но, на мой взгляд, именно сегодня наступает то время, когда имеются все основания взглянуть на нормотворчество и правоприменительную практику по иному. Задаться вопросами – насколько эффективно законодатель и субъекты законодательной инициативы развивают положения Конституции? Какое развитие получают нормы Конституции в законодательстве? Как, наконец, от настоящего к будущему в контексте эволюции Казахстанского общества развивается тот самый сложный многоплановый нескончаемый процесс реализации Конституции через её прямое действие.

            От ответа на эти вопросы зависит решение множества проблем, связанных с развитием государства и общества.

            Статья 78 Конституции провозглашает: «Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закреплённые Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если Суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт… ущемляет права и свободы…, он обязан обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным».

            Увы! По разным причинам и под разными предлогами Суды,  как правило, не пользуются данной конституционной нормой.

            Согласно статье 12 Конституции признаются и гарантируются права и свободы человека, не допускаются посягательства на конституционный строй и общественную нравственность, провозглашается единство и взаимосвязь прав и обязанностей.

            В этой связи представляется, что законодателю  в первую очередь следует сосредоточиться на создании таких условий в обществе, когда государство отлаживает безукоризненный механизм реализации прав и свобод человека и гражданина, выстраивает и укрепляет систему государственных, судебных, правоохранительных органов и институтов гражданского общества с учетом эволюционных преобразований в общественных отношениях, изменения реалий в сфере экономики.

            В статье 6 Конституции записано: «В Республики Казахстан признаются и равным образом защищаются  государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу».

            По моему мнению положения Конституции в этой части не получили должного развития.

            Недвижимость, производственные мощности, земельные участки, находящиеся в частной собственности, не всегда используются эффективно. Государственная собственность по прежнему под более бдительным надзором компетентных государственных структур, чем частная. На таком фоне хозяйствования законодатель не всегда реагирует должным образом на безответственное использование земли, содержание недвижимости, на приведение в негодность зданий и сооружений. Уверен, что поле деятельности здесь огромное.

            В соответствии со статьёй 35 Конституции уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

            В действующем законодательстве должно получить дальнейшее развитие способы укрепления налоговой дисциплины не только среди налогоплательщиков, но и в уполномоченных государственных органах. Департаменты и управления государственных доходов, ведя борьбу с нарушениями в сфере налогообложения физических и юридических лиц, призваны сосредоточиться на оказании помощи и содействии субъектам налогообложения в правильном определении налоговой базы, исключении недоимки.

            Конституцией предусмотрены гарантия бесплатного среднего образования, получение бесплатного и платного высшего образования. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования.

            Правоприменительная практика в этом направлении складывается как не противоречащая букве конституционных норм.

            Тем не менее, пристального внимания требует законодательное регулирование отношений между учебными заведения и потенциальными работодателями. В стандартах образования, их содержании, в учебных планах и программах, в расписании занятий наконец,  большее место должны занимать производственные коллективы и учреждения со своей профессиональной ориентацией, популяризацией рабочих специальностей, со своими запросами к деловым качествам будущих специалистов. В конце концов, распределение после окончания ВУЗов, трудоустройство выпускников учебных заведений сегодня следует рассматривать на законодательном уровне как рачительное использование наших с Вами затрат, затрат государства на образование.

            Острое восприятие недостатков  в правоприменительной практике позволяет критически относиться к законотворчеству.

            В чем смысл созидания?

            Отсутствие противоречий между Конституцией и нормативными правовыми актами ещё не означает, что действующее законодательство соответствует Конституции.

            В том числе за счёт вот такой внутренней пружины и развивается Казахстан на пути созидания, на пути продвижения от настоящего к будущему!

            Нам ещё предстоит с исторической точки зрения по достоинству оценить и, я в этом уверен, гордиться тем, что в сложнейший отрезок времени, лихолетье перемен и перестройки Республика во главе с Лидером нации и  всенародно избранным Президентом нашла свой верный путь преодоления кризисных явлений в экономической, политической и общественной жизни общества, сумела и создала прочные основы государственного устройства независимого Казахстана.

 

                        Список использованной литературы:

 

Казахстанский тренд: от тоталитаризма к демократическому и правовому государству (взгляд со стороны) /Сборник статей. Ответственный редактор, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель Республики Казахстан И.И. Рогов – Астана, 2015.-244с.

 

Конституция Республики Казахстан. Научно – практический комментарий. – Алматы: Раритет, 2015-536с.

 

Абдрасулов Е.Б. Толкование закона и норм конституции: теория, опыт, процедура /Под общ. ред. С.З. Зиманова. Алматы, 2002.

 

Марченко М.Н. Конституция постсоветской России: проблемы теории и методологии познания //Государство и право. 2013 № 12.